klezmer: (Default)
[personal profile] klezmer
Благодаря анонсу в журнале [livejournal.com profile] shaonа, прочитал об готовящейся публикации [livejournal.com profile] rebeka_r о "военной" музыке, написанной композиторами-евреями. Главным откровением стало раскрытия подлинного имени Вас. Агапкина, известного автора марша "Прощание Славянки". Больше – здесь.
И если это всё – правда, то схожесть "Прощания славянки" и "Булгара а ля Нафтуле" Нафтуле Брандвейна обретает совсем другой контекст и становится куда более понятной (а не то, что я думал много лет назад).
Update: Нет, всё-таки Агапкин – это Агапкин, а Богорад – это Богорад. Читайте далее – комментарии в посте shaon'а. Но всё одно интересно!
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

красота

Date: 2010-12-16 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Это называется "все ходы записаны".

Re: красота

Date: 2010-12-16 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Вот теперь – да. Остаётся лишь дождаться самой публикации, чтобы обо всём в деталях прочитать.

Re: красота

Date: 2010-12-16 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
А вот было бы интересно узнать о клезмере Мишке Цыганове, авторе "О белла чао" ( сиречь обработки песенки "Ди зукеле койлейн"), он жил и похоронен в Нью-Йорке.

По пока непотвержденным сведениям, он по крайней мере в 1918-19 г. жил в Симферополе, не в Одессе, и песенка эта была в это время хитом крымского сезона. Отсюда ее и увезли в Европу 140 тыс русских эмигрантов на 126 кораблях, после разгрома красными - как воспоминание последнего лета на родине.

Date: 2010-12-16 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
Агапкин - это не псевдоним Богорада.
Это реальный Василий Иванович Агапкин, за спиной и под именем которого спрятался некто хитрая лисица Богорад, истинный автор марша.

Re: красота

Date: 2010-12-16 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] ex-nedobalk.livejournal.com
а текста песенки @ди зукеле койлейн@ нигде, часом не завалялось?
Любопытно уж очень.

Re: красота

Date: 2010-12-16 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
Совершенно верно)

Я пока не нашла ее текст.
В данном случае - все наоборот, по сравнению с "прощанием славянки" - есть музыка, причем в оригинале, в авторском исполнении самого аранжировщика - клезмера Мишки Цыганова,1919, но нет текста исходной песенки.

Date: 2010-12-16 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
Никогда раньше не знала о происхождении "Славянки", какой интересной может быть история песни, однако :). Только вот ты понял, например, почему Агапкина убрали совсем, я не поняла? Из-за того, что Агапкин был молод, а в Крыму течет Славянка? :)) Кстати, ты знаешь, на тебя уже в своих жж ссылаются, что "славянку" Богорад написал? :)) Даже настроение поднялось :))

Date: 2010-12-16 11:35 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
А сколько ещё таких, фольклоризированных...
Мне сложно ответить на все вопросы "почему". Но ссылаются в ЖЖ правильно. Выходит, Богорад написал, а фамилию поставил Агапкин.
Хорошего тебе вечера! :)

Re: красота

Date: 2010-12-16 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Про Мишку Цыганова известно довольно много. И да, он похоронен в Нью-Йорке (насколько я понимаю, в Бронксе, хотя не на 100% уверен).
Думаю, я доберусь в некотором будущем до архивов института YIVO, и мне удастся сопоставить уже имеющиеся у меня данные с тем, что есть там. Обязательно буду писать об этом – в том числе.
Вообще история с кораблями и гаванью напоминает мне историю "Семь-сорок".

Date: 2010-12-16 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Интересно! То есть по сути я написал верно (включая апдейт).
Если Вам удастся найти какие-то документы (помимо википедии), пишите об этом непременно.

Date: 2010-12-16 11:43 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
На мой взгляд, концы, спустя более, чем 100 лет, найти тяжело, доказательств у нее и не будет, а предположение - это вопрос веры.
И тебе хорошего вечера! :)

Date: 2010-12-16 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Нет, ну есть же архивы, старые публикации, косвенные свидетельства. Хотя да, бывает и так, что концов не найти.
Спасибо! :)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
Вот это я бы Вас просто попросила сделать - разузнать про этого Мишку.

относительно кораблей - имеется ввиду великий исход после поражения белых красными - целая империя российская уплыла.
Офицеры, графини, профессора и гувернантки с собачками.И мишка с "белла чао")

стою на своем :)

Date: 2010-12-16 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
Да, она, сама по ходу тоже так считает:
"только анонс ли это? скорей всего, это вся заметочка и есть. я не знаю, что еще писать - это почти все, что пока известно и что можно сказать о Богораде.
Есть еще план Симферополя,1907 года, где отмечены Лагеря Литовского полка на берегу реки Славянка, есть мундир капельмейстера в Севастопольском музее, который сходен с официальным мундиром Богорада, но не является его личным мундиром, и есть две записки, которые, возможно, имеют отношение к Богораду, однако, это еще требуется доказать.
Для написания настоящей биографии Богорада нужны серьезные и, очевидно, длительные архивные иссследования...".

Вопрос конечно интересный :) Особенно тот, зачем Богорад свое авторство тщательно скрыл, в википедии его фамилия тоже фигурирует, сделал оркестровку и издал первую партию нот "сочинения В. Агапкина", зачем? То, что в Крыму есть речка и Агапкин эту речку видел ничего не доказывает :)
Ладно, не важно, поживем увидим.

Date: 2010-12-17 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
Этим занимаются сейчас в архивах историки в Крыму.
Кое что нашли уже, но пока - не много.

Например, нашли записочку, предположительно написанную рукой Богорада,где упоминается Иосиф Трумпельдор, и есть цитата из того текста "Славянки",который считается текстом Галича, а также стоит слово "нигун".
http://rebeka-r.livejournal.com/92880.html
Если это в самом деле записочка Богорада ( и если это подтвердится)- то Богорад, следовательно, - мало что написал хасидский этот нигун, а еще и вполне сознательно написал именно нигун.

Трумпельдор был чрезвычайно популярен и влиятелен среди русских военнопленных русско-японской войны, во множестве вернувшихся домой в Крым (1905).

"Зачем"

Date: 2010-12-17 12:26 am (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
Рассказ Куприна "гусеница" описывает эту песню как песню БАЛАКЛАВСКИХ рыбаков, в 1905 году.
За семь лет до озарений Агапкина.

Зачем Агапкину потребовалось везти из Тамбова эту - следовательно, популярную в Крыму мелодию ....в Крым к Богораду, которому она была известна и до него?

Re: "Зачем"

Date: 2010-12-17 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
Добрый день! Во-первых, хочу Вас поблагодарить, за то, что благодаря Вам и Вашим расследованиям, заинтересовавшем моего друга, прочитала о истории создания этой песни. Про Агапкина ничего не знаю, честно. И Ваша версия похожа на правду. Но это только версия.
А вопрос зачем остается :)

Re: "Зачем"

Date: 2010-12-17 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
да просто-напросто дядька с неумеренным провинциальным размахом проэксплуатировал эти славянско- патриотические порывы, востребованныке на фоне балканской войны и "страдающих братьев славян". Кто только тогда на эту тему не отметился - все че-нить, на разрыв рубахи,- написали и издали)))
А заодно он использовал и лирику родного Литовского полка на берегу речки Славянки.
Естественно, такой марш не мог выйти под именем " Яков Иосифович Богорад", - смешно же.
Вот и вся история)

Re: "Зачем"

Date: 2010-12-17 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] rebeka-r.livejournal.com
Во всяком случае, эта версия более правдоподобна, чем вот такая, типа - он ск5азал поехали и взмахнул рукой))) как птица крыльями)))) -

Сайт про В Агапкина.
http://www.tstu.ru/win/kultur/composer/agap/agap.htm
" В октябре 1912 года тихий Тамбов всколыхнула весть: началась первая Балканская война. Пять веков султанская Турция угнетала южнославянские государства, жестоко подавляя любую попытку сопротивления. Не раз на помощь балканцам приходили русские. Потому-то русский народ близко к сердцу принимал победные вести с Балкан осенью 1912 года. В Тамбове нарасхват раскупали газету "Тамбовский край", где регулярно печатались боевые сводки.
Агапкин в эти дни не находил себе места, как и его сослуживцы, он буквально бредил Балканами, героизмом "братушек-болгар". В штабе полка, на улице, в керосиновой лавке - всюду он что-то напевал себе под нос. Совершенно ясно было одно - рождался марш. Но мелодия ускользала - лишенная нарочитой бравурности, она по замыслу автора должна была стать символом щедрости славянского сердца, выражением единого патриотического порыва.
Однажды вечером, едва придя из полка домой, Василий Иванович сразу же бросился к роялю. Он взмахнул руками, как вольная птица крыльями, и квартира наполнилась мелодией. Ему виделось, как балканские славянки провожают на битву с турками отцов и сыновей, братьев и женихов. Расставание трудное, но долг перед Родиной зовет. Свой марш, родившийся на тихой Гимназической улочке в Тамбове осенью 1912 года, штаб-трубач Агапкин так и назвал - "Прощание славянки".

Re: красота

Date: 2010-12-17 12:57 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Да, конечно!.. Там отличное собрание.

Re: красота

Date: 2010-12-17 03:06 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Вот тоже ищу текст. См. на тему: http://bahaltener.livejournal.com/57219.html

Re: красота

Date: 2010-12-17 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
А где-нибудь есть текст? Сложно разобрать слова!
http://shtetl.koshergate.org/lider/yiddish/zekele_mit_koyln_goldstein.ogg

Date: 2010-12-17 03:08 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Так значит не случайно хасидим поют этот марш? (не подозревая о славянке даже ;)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

klezmer: (Default)
klezmer

August 2011

S M T W T F S
  12345 6
78910111213
141516171819 20
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 21st, 2026 11:29 am
Powered by Dreamwidth Studios