klezmer: (Default)
[personal profile] klezmer
Смотрите и запоминайте: таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к возрождению языка и культуртрегеству вообще. Однако практика показывает, что именно такие уверенно протаптывают себе дорожку, оставляя позади тех, кто должен был бы оказаться в сфере публичного внимания (я не о себе, если что).
Жутко, когда возрождать идиш идут люди, считающие, что еврейских языков всего два, и те можно совместить в одной дисциплине, "потому что они на треть одинаковы". Страшно от того, что так люди убеждают ректоров вузов и доходят до министерских кабинетов, в то время как специалисты по идишу в той же Украине до таких кабинетов не доходят. То есть дай этому дяде деньги, и ивритско-идишским классам в детских садах Украины – быть. Одной увлечённости идеей (в любом деле) всё-таки недостаточно. Необходимо некоторое знание. А также умение связно выражать мысль.

un wus?

Date: 2010-12-19 02:03 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
И что такого страшного?

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Ты интервью прочитал? Меня попросили перевести его: собственно, так я и прочитал ЭТО. Набор идиотических бессвязных мыслей. В одном параграфе говорится, что идиш для него – это родной язык, под конец он говорит, что толком идиша не знает. Стоит ли продолжать анализ этого текста?

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Я два раза перечел. Простой и скромный дядька. Мне это сразу напомнило клипики с украинскому празднику, где еврейские дети неубедительно поют гимн украины на иврите. Причем теперь мне кажется, что они поют на иврите по чисто художественным законам — если бы они с такими жидовскими мордами еще и на идише запели, что возникло бы полное ощущение ретроспективы 1928 года или 1919, что, впрочем, не важно.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:11 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Дядька простой. Возможно, даже скромный. Начинание хорошее и правильное. Но дилетантство убивает всё на корню.
Про ретро – соглаен. Но это ретро ты можешь получить уже сегодня в некоторых школах Сев. Америки.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
А чё? Узнал про идиш дядька, увлекся не на шутку. Песельник составил. Респект. Мне чем-то мила эта любительщина. Вот, помню, в Троках сидел дед с аккордеоном, песни пел. И песенник продавал со своим репертуаром. Я глянул, решил, что мне, фольклористу, не надо. А потом в попутке еду в Палангу, дак всё семейство по его книжечке горланит "Сёстры и братья, родная Литва". То есть это культура, которая потребляется.

И дядькина культура тоже кем-то будет востребована. Он же не перекрывает, я надеюсь, кислород всем остальным?

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Вот если это аккордеонисти у избушки с песельником, – я б даже купил такой у него. Для меня это этнография. И даже любительщина мне тоже чем-то мила, как и тебе. Я уверен, мы говорим об одном и том же сейчас.
Я не хочу высасывать из этого интервью то, чего там нет и не предполагается. Но мне кажется, то, что воспринимается как милое дилетантство при одних социокультурных обстоятельствах, – при иных воспринимается совсем по-иному.
А песеньки нехай пишет. Это хорошо.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Ок, я просто полагаю, что идиотическая тональность задана интервьюершей "а скажите, у этих евреёв, у них сколько языков? раздвоенные ли?" Но я сам как тот дядька: кейн йидиш, клум ба иврит, но с симпатией, конечно отношусь.

Что же касается возрождения языка (любимого вопроса на еврейской повестке), но я думаю, всё равно кто единицы, процесс начинает тусовка (хрен с ним, с народом).

Вообще, подумал я и разозлился. Действительно, мудак дядя. Совсем не хорош. С его картиной мира, в которой, кроме Украины, места нет, а уж на Украине не говорят, так что что возродим, всё хорошо будет. Так что наш долгий разговор был мои путем к той точке, из которой ты начал. Эввоэ!

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:38 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
А мне вспомнился анекдот про "дайте мне глобус Украины" в связи с этим дядей. Видишь ли, цыгане разговаривают по-цыгански, а евреи - по-русски и по-украински (безобразие какое!). Нет, мне глубоко симпатичен романтизм во взглядах. Действительно, лишь "буйные" и тусовки способны менять ситуацию. Надеюсь, ты понимаешь, что я и сам где-то этот путь проходил и на своей шкуре ощущал всякое. Но вот глобус Украины... всё, дальше всерьёз говорить невозможно.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:46 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Но вообще, как историк предмета, я скажу, что это оригинальная, совершенно оригинальная мысль. За 100 лет войны иврита и идиша, где в ход шли бумага и свинец в равной мере, никому еще в голову ни приходила такая мысль — слить оба языка воедино. Это сказано мимоходом, случайно, но это ново, черт возьми.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:48 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Да, если бы идея не была столь лишённой смысла, она была бы хорошей. Тем более, ивритские слова по ходу конечно объясняются на занаятиях по идишу. Опять же, приличные люди пользуются словарём Ниборского (hebreish-shtamike verter in yidish, если не путаю точное название).

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Я не говорю, что оно хорошая. Оно не лучше чем идея смешать русский и украинский. Я говорю, что она оригинальная. Впрочем, он ведь оговорился.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 02:54 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
По-моему, не оговорился ни разу. Несколько раз выразил эту идею. Но оригинально – да. А ещё хорошо туда же ладино добавить. На нём ведь тоже говорила некоторая часть евреев в Украине... не сейчас, давно.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
На Украина и на албанском говорят, знаешь. Ладино в полемике ведь не участвовал, а равно татский и пр. А идиш-то с ивритом... как кошка с собакой. А дядька из них такого общего зверка слепит, навроде бурундука.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
А потом мы пойдём в зоопарк. Смотреть на бурундука. Ага :)

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 03:15 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Да! Ломир геен цум цоо.

Re: un wus?

Date: 2010-12-19 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Йа йа!

жанр

Date: 2010-12-19 02:06 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Ну просто бестолковое интервью, не более того. Ратует и пусть его ратует. Или тебя как носителя ладио и джудео задело его выступление?

Re: жанр

Date: 2010-12-19 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
То, что интервьюэр и интервьюэнт – яркие представители демографии ЖмЭринки – это ладно. Но напор-то какой...
Ты знаешь, меня бы задел примерно в такой же степени текст в этом, как ты выразился, жанре на любую другую тему. И мои языки тут вообще нипричём. Хотя некоторое владние идишем помогает осознать чудовищность того, о чём говорится.

Re: жанр

Date: 2010-12-19 02:13 am (UTC)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Ну два не шибко образованных в вопросе человека обмениваются бессмысленными репликами. Что тут дурного? Раз дядька говорит в конце что идиша нифига не знает, то можно смело анулировать его прежние реплики об обоих языках, верно? Он как бе не претендует ведь. Стало быть, какие к нему претензии?

Re: жанр

Date: 2010-12-19 02:16 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Я согласен. И серьёзная публика в каком-нибудь YIVO это пропустит с улыбкой мимо ушей. (Собственно говоря, меня патрон попросил сие перевести на один из понятных ему языков.) Но в Украине, где знающая в этой сфере публика, увы, не имеет того социального статуса, что аналогичная ей публика имеет, скажем, в Израиле или США, кто-нибудь может начать всерьёз такое воплощать в жизнь. Или, как минимум, перепечатывать в центральной прессе и множить глупости. По незнанию исключительно.
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Насчет перевести — сочувствую. Попробуй переведи звенящую пустоту. А что до центральной прессы, то она никогда смыслом не баловала. Во всяком случае, давненько. И странно ждать.
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Вот ЭТО мне и высосало мосх. У меня уже через 5 абзацев болела голова от того, что я не могу переводить отсутствие мысли. Попробуй мысленно переведи это... на любой язык. Ты поймёшь.
Видимо, я тут совсем избалован качественной центральной прессой. Ты прав ещё раз.
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Да, здесь пресса очень расхоложена. Давно-о. И мы сами лентяи. Я не написал статью. Коган поленился писать колонки. А какие колонки были придуманы. Эх.
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
А когда за это, с одной стороны, нормальные деньги платят, с другой стороны, тебе в затылок дышат сотни хорошо пишущих претендентов на твою работу, а с третьей, редколлегия имеет во все дыры своих журналистов за каждую фактическую ошибку и стилистический сбой, – получается издание уровня The New York Times.
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Гм. Это на раз не делается. Я вон вижу твою белорусскую прессу.
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Разумеется. Это культура, которая воспитывается не за одно десятилетие.

Date: 2010-12-19 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] walrus-abroad.livejournal.com
этот дяденька - какой-то реальный придурок.

Date: 2010-12-19 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Хорошо, когда это видно сразу. Но не всем же.

Date: 2010-12-19 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] walrus-abroad.livejournal.com
ужоснах. с такими идейками антиизраильскими лучше помалкивать. а он важный, интервью дает. как абсолютно бескультурный, узколобый человек может пропагандировать восстановление хоть какой-то культуры?

Date: 2010-12-19 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Можно не принимать государство Израиль и его политику (вместе или по раздельности), и я знаю немало таких людей как раз среди идишистов, что неудивительно. Но вопрос ведь в том, КАК. И какую культуру и грамотность несёт человек, который собирается быть культуртрегером, – вот в чём вопрос. Политикам это необязательно, но культуртрегерам – всё-таки да.

Date: 2010-12-19 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] walrus-abroad.livejournal.com
ужасное слово: трегер-смегер, культур-мультур. но полностью согласна с твоей оценкой. я тоже считаю, что не все евреи должны однозначно просионистски быть настроенными. но он просто глупости говорит. зато с апломбом. типа умный. типа разбирается. брррр.

Date: 2010-12-21 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Антиизраильские шпильки были по делу. Согласен с ним полностью (по этому поводу). Но тему (идиша) надо знать лучше чем знает он, если он собирается что-то возрождать.

Date: 2010-12-19 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kolobok1973.livejournal.com
"Э.Г. – Скажите, у евреев есть два языка?

М.Ф. – Да, идиш и иврит."

А ладино где, например?.....

Date: 2010-12-19 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
А остальные 25 языков где? Да ну, без комментариев, как говорится.

Date: 2010-12-20 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ndblkn.livejournal.com
Ой, реб Зуся, утешает только что не до грибов тут сейчас:)
Поэтому конкретно это начинание будет начинаться пока не закончится автоматически.

Date: 2010-12-20 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Да. Хочется надеяться, что пробьются к солнцу более прогрессивные ростки

Profile

klezmer: (Default)
klezmer

August 2011

S M T W T F S
  12345 6
78910111213
141516171819 20
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 11:55 am
Powered by Dreamwidth Studios