Яма

Oct. 21st, 2009 01:25 pm
klezmer: (Litvak)
[personal profile] klezmer
Вот ставлю я к этому посту тэг "еврейское", а сам думаю, – это общечеловеческое...
Шестьдесят шесть лет назад нацистами было уничтожено Минское гетто. Мои родные, я об этом писал, тоже погибли в гетто. Не в Минском, а в Острошицком и Могилёвском, но легче от этого не делается. А у кого-то – в Варшавском и Азаричском, – выжившим родственникам и потомкам тех жертв фашизма тоже некуда сходить поклониться памяти родных. Остаётся лишь зажечь поминальную свечу и сходить к местному памятнику узникам гетто, если такой имеется в данном конкретном городе.
В Киеве был Бабий Яр, а в Минске – Яма.
Но значение Ямы не угасло и после того, как на ней немцы расстреляли пять тысяч евреев. После войны это было первое в Советском Союзе место, где был установлен памятник жертвам Холокоста, без стыдливых формулировок вроде "мирные советские граждане", по сути стиравших из памяти следующих поколений факт, что в данном случае людей уничтожали целенаправленно за то, что они были евреи. Кстати, память стёрли довольно успешно, если судить по нынешнему населению Минска и Беларуси в целом. Евреи пытались сопротивляться этому, уже советскому, антисемитизму, собираясь каждый год в День Победы на Яме. И почти каждый год приезжала машина с громкоговорителем и музыкой, речи людей на Яме пытались заглушить, а самих этих людей сделать незаметными, порой и разгонать. Поражают воспоминания очевидца тех событий Романа Мордоховича. Авторов возвдигнутого в 1947 году памятника вскоре сослали в Сибирь и расстреляли.

Date: 2009-10-21 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] iten.livejournal.com
По поводу антисемитизма. Ты почитай комментарии под сегодняшней статьёй http://news.tut.by/society/150430.html

Date: 2009-10-21 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Да ты на это убожество посмотри:
http://ml-forever.livejournal.com/75341.html
Ему дай в руки ружьё и скажи, что можно убивать евреев, - такой и пойдёт.
Это диагноз, если не приговор – обществу.

Date: 2009-10-22 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] rodgar.livejournal.com
да какое убожество, просто мнение у человека другое. фильм и правда не очень-то. при чём тут антисемитизм? просто человеку не понравился фильм про евреев, и по мне так и правильно не понравился. тут даже дело не в вообще истории про бельских, а в том, как снято кино - снято как-то плохо, тяжеловесно написано, диалоги какие-то мёртвые, не верится, что это про живых людей. Всё-то у них происходит само собой - евреи беглые приходят сами, партизанский отряд начинается сам по себе, а Бельские ходят и решают какие-то отвлечённые философские дилеммы возвышенным слогом под красивую музыку с типа еврейской скрипкой. Не говоря уже об этом идиотизме с акцентами и переходами с языка на язык. Какая-то клюква, даже обидно. Такая тема интересная.

Date: 2009-10-22 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Вот смотрите: Вы высказали свою точку зрения. Я с ней не согласен большей частью, но у нас всё-таки диалог двух приличных людей. Вы ведь не говорите, что фильм "вызывает приступы антисемитизма". Вы указываете на то, что, по Вашему мнению, можно было бы сделать лучше. То есть вопрос ведь не в том "что", а в том "как". Как говорится в известном анекдоте, "но здесь есть нюанс".

Date: 2009-10-22 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Кстати, с языками идея следующая: английский заменяет собой идиш, т.е. общеупотребительный язык в данной среде, этнической группе, народе. Русский "включается" тогда, когда герои общаются с неевреями, т.е. воинско-партизанским формированием, сельскими жителями. То есть английский - это "идиш", русский - это русский. Никакого идиотизма я здесь не вижу.

Date: 2009-10-22 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] rodgar.livejournal.com
да, я тоже так и понял. зачем имитировать при этом, говоря типа на идише, восточноевропейский акцент - непонятно. зачем в субтитрах пускать неправильный перевод - тоже неясно. в "валькирии" с крузом, которая тоже была плохим, в общем-то, фильмом, эта проблема была решена элегантней. ну, а "приступы антисемитизма" - это полушутливая фраза, вызванная раздражением от всех тех недостатков, которые описаны по ссылке. Советские партизаны в фильме и правда как-то показаны странновато, не думаю, что с каким-то умыслом, просто западный зритель и режиссёр русских в ВОВ никак, кроме как пьяниц с трудным характером, не воспринимает. А на деле отношения у Бельских и партизан были совсем другими. Получилось в итоге как с "Враг у ворот": посыл хороший - снять что-то про восточный фронт - а вот на выходе с конвеера получается только хуже. (бес)сознательное искажение исторических фактов, ведущее к укреплению негативных стереотипов, выраженное явно во фразе "с одной стороны усатый монстр, с другой стороны усатый монстр".
единственный момент в фильме, который мне и правда понравился - это когда вы на свадьбе играете в лесу, хехе :) жаль вообще, потому что подлинная история Бельских очень интересна была бы, если бы как-то нормально её показать. Я не к тому, что кино про остфронт должно быть обязательно патриотичным и пафосным: отличный фильм "Свои" про Беларусь излишним патриотизмом не страдает, а просто рассказывает историю, после которой ты и сам сидишь и думаешь "а было и так". А тут тебе никто думать не предлагает, а дают spin.

Date: 2009-10-22 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Мне, как и авторам фильма (слышал неоднократно это от них) интересно слышать все точки зрения, в том числе отрицательные мнения о картине. Хотя моя скромная роль сводилась к разносторонней работе над упомянутой Вами сценой свадьбы (спасибо за добрые слова о ней!), ну и к коллективной съёмке лагеря (там, где все-все-все перед камерой выстраиваются).
Но after all я хочу сказать, что это не документальное кино, хотя ответственность за некоторое соответствие событий на экране таковым в реальности у режиссёра и сценариста есть. И, кстати, на предпоказе в Нью-Йорке встал очень пожилой человек, который непосредственно был в отряде Бельских. И он говорил о том, что показанное на экране - правда. Хотя всю "кухню" он мог до конца и не знать.

Date: 2009-10-21 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] katerinafoto.livejournal.com
Это страшно, стыдно, не справедливо!

Date: 2009-10-21 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Не стоит искать правду в этом мире, правду нужно искать в себе, каждому, обращаясь к своей совести.
Посмотри ссылку в моём ответе на комментарий [livejournal.com profile] iten

Date: 2009-10-21 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
Каждый раз отмечаю про себя, что очень трудно читать о таких вещах, психология человека такова, что хочется перелистнуть, как бы уйти от этой темы, и каждый раз понимаю, что евреям, тебе, например, которые об этом пишут, наверное тяжелее писать на эту тему в 100-крат. Но ты прав, нельзя прятать голову в песок в нежелании вспоминать/замечать/переосмысливать, по меньшей мере это просто глупо, а по большому счету может привести к повторению событий, если не с евреями, то с каким-нибудь другим народом, в любом незрелом обществе, с любым поводом к ненависти и геноциду, потому что в условиях нивелирования человеческой личности и ослабления индивидуальной ответственности лидер с искаженными полюсами нравственности может появиться всегда и везде. Каждый человек должен об этом не только узнать, но и задуматься. Время расставит все на свои места, только в случае, когда урок осмыслен.
Ты знаешь, мне кажется, что все-таки сейчас не совсем так, как ты описываешь было в Беларуси в советское время. Лед тронулся, в Москве например, люди пересматривают свое отношение к евреям и к своему поведению в отношении евреев. Хотя, к сожалению, отморозков много. Мы, люди, еще не все пришли к общему знаменателю по критериям что хорошо и что плохо (хотя он, безусловно, есть), поэтому я абсолютно с тобой согласна насчет совести: на сегодняшнем этапе только в индивидуальном порядке.
P.S. Решила подкорректировать, а то ты и так разволновался :). Этот человек, мне кажется там юношеский максимализм и неумение аргументировать, может перерастет, будем надеяться :)

Date: 2009-10-21 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Спасибо за твой комментарий и понимание. Я думаю, в целом человеческое общество, если и "зреет", то очень медленно, тысячелетиями.
И уроки истории усваивает очень туго. Конечно, Вторая мировая война встряхнула человечество капитально, таки заставила пересмотреть многое.
Но сегодня нацизм и ксенофобия в мире поднимают голову, это выгодно и ряду правительств / правителей, которые в той или иной степени поддерживают подобные настроения в своих странах и даже пытаются влиять на общественные настроения в других странах.
Поэтому в целом в обществе лёд, разумеется, тронулся. Но отнюдь не теми темпами, какими хотелось бы.

Date: 2009-10-21 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
спасибо

Date: 2009-10-21 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Было бы за что...
У меня внезапно, прямо сейчас, возникла некоторая параллель. Как после выхода из Египта евреям было заповедано передавать рассказ об Исходе, "и расскажи сыну твоему", и это делалось и делается даже много столетий спустя, так и с Холокостом – необходимо рассказывать об этом, причём, не только "сыну своему", но и соседу своему, вне зависимости от его происхождения. Уверен, Вам известна проблема ревизионизма в отношении Холокоста, т.е. отрицания самого факта. Когда войска союзников освобождали концлагеря в Европе, президент Рузвельт сказал: "снимайте, фотографируйте всё это, чтобы потом какой-нибудь сукин сын не сказал, что этого всего не было". Как чувствовал.

Date: 2009-10-21 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Прошу прощения за неточность, это сказал не Рузвельт, а Эйзенхауэр.

Date: 2009-10-21 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] marfinca.livejournal.com
Именно за это. Рассказывать тем, кто не знает, повторять тем, кто забывает. Мне знакомо чувство ложного стыда такого повторения - якобы, очевидная правда очевидна всем нормальным людям, а на самом деле уже далеко не все знают правду о Холокосте и считают её важной. В общем, я от волнения запуталась, хотела сказать: надо повторять.

Date: 2009-10-21 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Да, надо. Я именно так чувствую.

Date: 2009-10-21 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rodgar.livejournal.com
странная история со всем этим. памятник-то тоже с гос. одобрения установлен был. такое ощущение, что это был не гос. антисемитизм, а шило в жопе - то есть, то нет.

Date: 2009-10-21 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Следует принимать во внимание, что внутренняя политика в СССР неоднократно корректировалась с 1945 по 60-70-е годы.
Мы всё вряд ли узнаем. Но, возможно, добро на установку памятника сразу после войны дали местные власти, а потом из Москвы пришло указание "разобраться". Первые послевоенные пару лет наблюдался относительный либерализм в отношении евреев.
Вся эта "свобода" продлилась до момента убийства Миохэлса 13 января 1948 г. (памятник был установлен годом раньше). После того и до самой смерти Сталина начался смертельный танец с советским еврейством. Михоэлс, который ездил в 43-м году в США заниматься фандрейзингом, как теперь говорят, был обвинён в шпионаже в пользу "американской разведки "Джойнт"". Растрелянным в августе 51-го членам Еврейского антифашистского комитета были предъявлены не менее абсурдные обвинения. Как недавно выяснилось, на моего дедушку, маминого отца, который был куда менее публичной фигурой, чем Михоэлс, тоже шили надуманное дело. Только смерть Сталина остановила всё это.
В последующие десятилетия наблюдался глухой, относительно скрытый антисемитизм, с цензом на образование, профессии, положение в обществе, свободу передвижения и т.д.

Date: 2009-10-22 02:12 am (UTC)
From: [identity profile] uzheletta.livejournal.com
спасибо.

Date: 2009-10-22 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Спасибо. Действительно редкий случай, чтобы удалось поставить памятник где бы было явно написано что он евреям.

Profile

klezmer: (Default)
klezmer

August 2011

S M T W T F S
  12345 6
78910111213
141516171819 20
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 24th, 2026 12:45 am
Powered by Dreamwidth Studios