klezmer: (profile)
[personal profile] klezmer
Позавчера (10 марта) мне довелось выступать в YIVO на открытии выставки, посвященной истории еврейского театра в Америке, главным образом, истории борьбы актеров и театров за выживание в рядах Союза еврейских актеров (Hebrew Actors' Union), существующего с 1899 года по сегодняшний день. Выставка и, собственно, реанимация ценнейших материалов по истории театра стала возможной благодаря активной позиции Майка Бурстина (Mike Burstyn) – выдающегося актера, по сей день выступающего на сцене (прямо с презентации он убежал играть свой моноспектакль, an off-Broadway show, "Lansky") и покровительству Фонда "Broad Foundation", глава которого, Эли Брод, специально прилетел на открытие выставки из Лос-Анджелеса.
На открытии выставки были многие известные еврейские актеры Нью-Йорка, включая 98-летнюю Мину Берн. Мы с Залменом Млотеком и молодой талантливой актрисой Даниэлой Раббани исполнили несколько редких песен из архивов американского еврейского театра 1910-х – 20-х годов (Lebn zol di peyde, Amerike, Votsh Yor Step).
К чему я все это рассказываю... Да вот просто подумалось: неужели ценная коллекция, представляющая целый слой в культуре, должна оказаться на грани исчезновения, чтобы ее в последний, можно сказать, момент вытаскивали на свет Б-жий и реанимировали?!
Публично выражая намерение издать нашу с Ниной Степанской, да будет благословенна память о ней, коллекцию музыкального фольклора белорусских и литовских евреев (литваков), я встречаю значительную (и значимую!) поддержку и понимание со стороны коллег в США, Канаде, Израиле, России, – со стороны видных ученых, музыкантов, общественных деятелей. Так, Центр исследований еврейской музыки в Иерусалиме в лице его директора, профессора Эдвина Серусси, выражает желание издать часть материалов коллекции в рамках серии "Musical Traditions in Israel", однако проблемой является нехватка средств.
Не так давно на одной из академических встреч по еврейской музыке в Центре еврейской истории в Нью-Йорке было высказано сожаление: на сегодняшний день существует по крайней мере 9 неопубликованных коллекций еврейской музыки, представляющих интерес, но находящихся в распоряжении ученых, которые эти коллекции собирали или унаследовали. В воздухе повис вопрос: что же делать? Я сказал, что делать: найти деньги и издать эти коллекции. Хоть тушкой, хоть чучелом. Понятно, что такие издания на CD и DVD, снабженные многостраничными буклетами с комментариями и описаниями коллекций, – продукт некоммерческий. Но, в конце концов, есть и такой жанр в издательстве.
Так неужели кто-то потом, спустя десятилетия, будет рыться в записях ныне живущих этнографов, этномузыкологов, открывая миру по крупице с огромным трудом то, что может быть издано сейчас, в течение нескольких лет или хотя бы десятилетия, пока собиратели живы и относительно здоровы?
Думается, ответы на поставленный вопрос будут самые разные. И конкретика здесь будет упираться в разные условия, в которых находятся ученые-собиратели и гипотетические спонсоры в разных странах и на разных континентах. Но важно эту проблему стараться решать всем заинтересованным индивидам и институтам сообща – в той или иной форме. Потому как, если даже одна из коллекций оказывается опубликована, во-первых, этот факт не всегда получает необходимо широкое звучание (как, например, недавно изданный Венским Фонограммархивом диск с материалами экспедиций по Молдове и Украине Исака Лоберана и Раисы Гусак); а во-вторых, почти ни разу публикация отдельной коллекции не получила статус прецедента, на основании которого другие равнозначные коллекции (их довольно немного) оказались бы опубликованными. Исключение составляет деятельность упомянутого Центра исследований еврейской музыки, который сейчас переживает не лучшие времена.
Понятно, сейчас на дворе кризис, выражающийся, в частности, в сокращениях всего и вся, в том числе, в академической сфере. Понятно также, что масштабы кризиса по некоторым параметрам превысили таковые во время Великой Депрессии. Но жизнь не останавливается, тем не менее, как не остановилась и 70 лет назад.
Важно привлечь внимание компетентной общественности – фондов, институтов, ученых – к проблеме сохранения культурного наследия. Я не устану говорить об этом, пока не увижу, что лед тронется. И хочется, чтобы мой голос не был одиноким в этом обращении.

Date: 2009-03-12 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Одна из коллекций (Ан-ского) находится в архиве Вернадского в Киеве. Пока они опубликовали только небольшую часть.

Там вроде бы есть аутентичные Бресловер нигуним которых никто сейчас не знает. Но деталей про это пока не нашёл.

Date: 2009-03-12 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Верно. Но не только там. Пару лет назад в США увидел свет путеводитель по фольклористическому наследию Ан-ского, в записи диска-приложения к которому, я принимал посильное участие. Так сколько лет прошло с тех пор, как Ан-ский собирал свои материалы? И то – еще не все издано.

Date: 2009-03-12 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
По-моему издана крупица того что там есть. Где например фотографии Шлойме Юдовина? Их почему-то никто до сих пор не опубликовал полностью.

Date: 2009-03-12 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Очень, очень много этих "где", "почему" и "доколе". В этом-то и пафос моей речи.

Date: 2009-03-12 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
А что за путеводитель? Видел какой-то сборник "Tracing Ansky".

Date: 2009-03-12 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
http://www.thejewisheye.com/worlds_ansky.html

Date: 2009-03-12 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Спасибо. А CD там из тех записей которые перевели с восковых валиков в Вернадского?

Кстати, где-нибудь существует полный каталог музыкальных записей в том архиве?

Date: 2009-03-12 05:01 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Там CD составлен отчасти из ориниальных полевых записей Ан-ского, отчасти песни были исполнены современными музыкантами.
Я не уверен насчет полного музыкального каталога, однако полтора года назад Ирина Сергеева презентовала мне свою книгу "Архiвна спадщина Семена Ан-ського" – там есть немало.

Date: 2009-03-12 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] bahaltener.livejournal.com
Архiвна спадщина Семена Ан-ського
Эта книга у меня есть, но я не нашёл там информации про музыкальный архив и в частности про Бресловер нигуним записанные в Бердичеве у потомка Ребе Нахмана зц"ль. Может не туда смотрел?

Date: 2009-03-12 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Нет, все верно, про них я тоже не нашел пока.

Date: 2009-03-12 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Перепостила.
А почему "Майк Бурстин", он вообще-то Майк Бурштейн? Он очень известен в Израиле, в основном благодаря серии фильмов о Кони Лемеле, а также как сын Песаха Бурштейна.

Date: 2009-03-12 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Спасибо, очень признателен!
Насчет М.Б. – так произносится его имя по-английски (Mike Burstyn). Хотя, наверное, сколько стран, столько и произношений.

Date: 2009-03-12 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] el-finik.livejournal.com
אין סיכוי...
tak mne kazetsa

Date: 2009-03-12 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
אז מה לעשות? באמת אכשיו זמן כשה. אבל אני בטוח שיש בני אדם, יש קרנים שיכולים בסוף להוין על מה מדברים
Иначе как-то совсем грустно было бы.

Date: 2009-03-21 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
Хорошо написал. Спасибо, что есть люди-энтузиасты, собиратели и хранители коллекций, низкий им поклон, только вот жаль, что привлечение внимания буксует. Почему? Мне кажется, что интерес к искусству и истории - вещь неистребимая, но информация должна быть детализирована и конечно, должна выйти за пределы узкого круга лиц.
P.S. узнала, что союз еврейских актеров был первой подобной организацией в Штатах, интересно, надо сходить на выставку :-)

Date: 2009-03-21 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
должна выйти за пределы...
Так ведь и делаю все, чтобы выходило. Думаю, все кончится тем, что издам какой-то продукт за свои деньги и буду его раздавать/продавать/- в общем, распространять. Но ключевое слово здесь: издать. Пока материал не издан, не защищен копирайтом, – просто так его раздавать довольно рискованно.
Про P.S. - да, верно, HAU был первым. На сайте ты почитала про выставку? Это всего лишь верхушка айсберга, конечно, но сходить все равно стоит.

Date: 2009-03-21 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
Я не сомневаюсь, что ты, и еще несколько энтузиастов, делаете все, что от вас зависит. Но, как следует из твоего поста, "компетентная общественность" вовлекается в проблему очень медленно. О причинах, тебе известно больше, чем мне, но мне кажется, что помочь могут публикации в СМИ с информацией о каждой конкретной коллекции.

Profile

klezmer: (Default)
klezmer

August 2011

S M T W T F S
  12345 6
78910111213
141516171819 20
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 16th, 2017 11:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios