klezmer: (hands playing music)
[personal profile] klezmer
Журналистка Татьяна Трибулева из газеты "Вечерний Брест" сетует на то, что в Беларуси все никак не найдутся подлинные скрипки итальянских мастеров.
Для тех, кто поленится открыть статью по ссылке – она заканчивается в духе советской провинциальной журналистики 70-х годов: "даже взрослым иногда верится в сказку".
Но я вот не возьму в толк: в чем должна заключаться "сказка" для взрослых? В том, чтобы на территории РБ оказалась скрипка Страдивари? Ну ладно, допустим, и нашли бы одну. Я бы, кстати, в отличие от автора статьи, не утверждал столь категорично, что в Беларуси не могут находиться те самые инструменты. Ведь белорусские магнаты в XVIII веке не жалели средств на приглашение европейских композиторов, музыкантов, на закупку инструментов.
Однако на сегодняшний момент суть не в том, есть или нет скрипки Страдивари в Беларуси. А в том, что белорусская культура находится в плачевном состоянии. Почти по всем параметрам. Финансирование культуры государством происходит по остаточному принципу, и это не секрет. Если говорить о музыке, – лишь несколько десятков музыкантов после получения диплома бакалавра или магистра получают нормальную работу, с зарплатой, за которую можно прожить. Профессура в музыкальных вузах зарабатывает сущие гроши, преподаватели музыкальных школ вынуждены искать себе учеников сами, словно это их частная практика, а не государственные учебные заведения. Называют это дело "хозрасчетом", если вдруг кто не в курсе.
Традиционная музыкальная культура в Беларуси умерла сама по себе, а министерство культуры загнало еще пару гвоздей в крышку ее гроба, упразднив, например, совет по традиционной культуре... за ненадобностью. О широком интересе к творчеству нео-"этнических" коллективов в Беларуси тоже говорить не приходится. Все держится на голом энтузиазме единиц. А давать деньги на поддержание этого всего извне никто не спешит, да и само получение иностранных грантов в Беларуси сопряжено с большими процессуальными трудностями (если уж повезло и деньги на культуру дали).
Самое ценное – нет, не скрипки, а люди, музыканты, художники – покидают страну, отчаявшись реализовать на достойном уровне свой талант и тем самым уступают демографическое пространство спивающемуся люмпену, которому, кроме чарки и шкварки, ничего в жизни не нужно. И мотивы к эмиграции молодой культурной элиты страны вполне понятны: мало кому, молодому, талантливому, амбициозному, – хочется ставить сомнительные эксперименты над своей жизнью, которая априори одна.
Можно сказать, что содержательные области статьи и моего комментария к ней – разные. Но материальная культура, особенно, в части музыкальных инструментов, неразрывно связана с культурой духовной, с этнопсихологией, с другими нематериальными явлениями. И может так статься, что к моменту, когда скрипку Страдивари в Беларуси все-таки найдут, играть на ней будет уже некому.
From: [identity profile] montwolinskaja.livejournal.com
Ой как ты в тему!
Счас напишу.... счас как напишу! правда, речь пойдёт не совсем о скрипке, вернее, совсем не о.
Последнее время, проходя мимо Ёперного театра с Вовкой (домой мы так идём, мимо), он не может удержаться от слова "Идиёты!!!" Суть в том, что Руководство Театра купило три (!) саксофона. Два альта и один тенор. При условии, что тенор-сакс не задействован ни в одном спектакле, а альт употребляется в трёх из 62х постановок, и то - заменяется кларнетом по причине отсутствия саксофониста. За каждый сакс - чуть больше 10 тыс евро. Ибо мастеровые.
Зато медные духовые как играли на жутких инструментах, так и будут играть.
Какое-такое страдивари...
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Значит, в "политике" закупки инструментов государственными музыкальными коллективами и организациями мало что поменялось за последние лет 10-15. Помню, как мне рассказывал одноклассник: послали одного товарища купить валторну для оперного, выделили 24000 долларов. Так он купил за эти деньги 4 инструмента, – разумеется, ученического уровня (по 6000).
А ведь политика ведущих оркестров мира основана на своеобразии их звучания, на тщательном подборе инструментов. Например, в венгерских, австрийских или немецких оркестрах играют на трубах немецкой системы, в немецких оркестрах же играют на немецких кларнетах. И так далее. Это традиция.

Date: 2009-02-16 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] zetot.livejournal.com
Да уж. Грустно.

Date: 2009-02-16 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Не то слово.

Date: 2009-02-16 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
пока все не убегут, никто не спохватится, а чё... работают за копейки, и неплохо, а будут выпендриваться, мы их премии лишим, что еще надо-то...

Date: 2009-02-16 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Так все и есть.
А все – не убегут. Во-первых, даже из хороших музыкантов молодого или сравнительно молодого поколения (до 50, скажем) – далеко не все могут уехать: просто нет средств. Ты ведь представляешь себе отлично, что такое переехать в страну с высоким уровнем жизни: это колоссальные траты на обустройство, на съем жилья (о покупке на первых порах в большинстве случаев говорить не приходится) и на жизнь – до момента, пока человек не трудоустроится. И, конечно, это еще и потрясение морального плана: все вокруг другое, на Родине человек был чем-то хотя бы в своем каком-то кругу, в той же детской музыкальной школе или училище, а на новом месте приходится доказывать свою компетентность и нужность буквально с нуля. Очень немногие музыканты ведь имеют международную известность.
Потом... я уж не говорю о тех вчерашних студентах, которые приехали в Минск учиться из других городов (или даже сел). Только жизнь в Минске является для многих из них (и их родных) испытанием. Материальным в том числе. Что тут говорить о жизни в Лондоне, Париже, Нью-Йорке... Этого большинство людей не могут потянуть по деньгам. Далее. Иностранные языки, по советской традиции, в Беларуси преподаются из рук вон плохо. Очень немногие из музыкантов владеют хотя бы на среднем уровне английским, немецким, французским. Ну и, наконец, не все ведь яркие и талантливые. Большинство, как и всюду, – это середнячок, слабее или крепче, но – он.
Так что людей, которые будут впахивать по 25–35 горловых часов в неделю за 200–400 долларов, найдется предостаточно. И лишением премии их всегда можно пнуть, если вдруг кто-то "дернется", и другими мерами.

Date: 2009-02-16 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tiny-rat.livejournal.com
да, я все понимаю, я просто констатирую факт, что для того, чтобы что-то поменялось, нужно что-то предпринять, со стороны ли журналистов или со стороны музыкантов, или как еще, я не знаю, но без хорошей встряски извне или изнутри все останется как есть, в стабильно загнивающем состоянии.

Date: 2009-02-17 02:42 am (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Думаю, встряска нужна на каком-то более глобальном, чем школа или университет, уровне. На уровне стиля жизни.

Date: 2009-02-19 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] wildkot.livejournal.com
Почему-то вспоминается диалог из "Приходите завтра" про лотерею и инструмент, который ни за что не выиграешь )))
Слава Богу, что от человека все еще больше зависит, чем от музыкального инструмента, фотоаппарата, компьютерной программы...
Но было бы удивительно в нашей стране, если бы журналистка сетовала на то, что президентский оркестр не может найти вокалистов и объявил телевизионный конкурс для всех желающих.

Date: 2009-02-19 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Ну, за последнее можно не переживать. Госоркестры (а президентский – один из них) субсидируются, как обычно. Где-то больше, где-то меньше, но там вакансии, я полагаю, всегда будут заполнены или успешно заполняемы. Но не все играют на инструментах симфонического или эстрадного оркестра и, даже если и играют, не все попадают на те вакансии. Но если даже и попадают, то "жить за одну зарплату" остается проклятием в большинстве из них.

Date: 2009-02-20 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] wildkot.livejournal.com
Я не переживаю за оркестр, меня просто слегка раздражает цирк, который они устроили. Да и честно, слабо верится, что без объявления конкурса невозможно найти вокалистов :)

Date: 2009-02-20 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] klezmer.livejournal.com
Конечно, возможно. Всегда "на подхвате" есть кто-то "свой". Но это делается, справедливости ради, повсюду.

Profile

klezmer: (Default)
klezmer

August 2011

S M T W T F S
  12345 6
78910111213
141516171819 20
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 21st, 2026 12:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios