klezmer: (Default)
klezmer ([personal profile] klezmer) wrote2010-12-16 12:16 am
Entry tags:

"Прощание славянки" – еврейская музыка?

Благодаря анонсу в журнале [livejournal.com profile] shaonа, прочитал об готовящейся публикации [livejournal.com profile] rebeka_r о "военной" музыке, написанной композиторами-евреями. Главным откровением стало раскрытия подлинного имени Вас. Агапкина, известного автора марша "Прощание Славянки". Больше – здесь.
И если это всё – правда, то схожесть "Прощания славянки" и "Булгара а ля Нафтуле" Нафтуле Брандвейна обретает совсем другой контекст и становится куда более понятной (а не то, что я думал много лет назад).
Update: Нет, всё-таки Агапкин – это Агапкин, а Богорад – это Богорад. Читайте далее – комментарии в посте shaon'а. Но всё одно интересно!

красота

[identity profile] hist-ling.livejournal.com 2010-12-16 05:52 am (UTC)(link)
Это называется "все ходы записаны".

Re: красота

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-16 06:04 am (UTC)(link)
Вот теперь – да. Остаётся лишь дождаться самой публикации, чтобы обо всём в деталях прочитать.

Re: красота

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-16 08:14 am (UTC)(link)
А вот было бы интересно узнать о клезмере Мишке Цыганове, авторе "О белла чао" ( сиречь обработки песенки "Ди зукеле койлейн"), он жил и похоронен в Нью-Йорке.

По пока непотвержденным сведениям, он по крайней мере в 1918-19 г. жил в Симферополе, не в Одессе, и песенка эта была в это время хитом крымского сезона. Отсюда ее и увезли в Европу 140 тыс русских эмигрантов на 126 кораблях, после разгрома красными - как воспоминание последнего лета на родине.

Re: красота

[identity profile] ex-nedobalk.livejournal.com 2010-12-16 09:53 am (UTC)(link)
а текста песенки @ди зукеле койлейн@ нигде, часом не завалялось?
Любопытно уж очень.

Re: красота

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-16 12:16 pm (UTC)(link)
Совершенно верно)

Я пока не нашла ее текст.
В данном случае - все наоборот, по сравнению с "прощанием славянки" - есть музыка, причем в оригинале, в авторском исполнении самого аранжировщика - клезмера Мишки Цыганова,1919, но нет текста исходной песенки.

Re: красота

[identity profile] bahaltener.livejournal.com 2010-12-17 03:06 am (UTC)(link)
Вот тоже ищу текст. См. на тему: http://bahaltener.livejournal.com/57219.html

Ди зекеле койлн

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-17 08:37 am (UTC)(link)
Так вот же текст - там запись со словами))))
завтра мне ее перепишут и переведут с идиш))
спасибо!

Re: красота

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-17 03:59 am (UTC)(link)
Спасибо за прямую ссылку, сохранил:)

Re: красота

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-17 12:57 am (UTC)(link)
Да, конечно!.. Там отличное собрание.

Re: красота

[identity profile] bahaltener.livejournal.com 2010-12-17 03:07 am (UTC)(link)
А где-нибудь есть текст? Сложно разобрать слова!
http://shtetl.koshergate.org/lider/yiddish/zekele_mit_koyln_goldstein.ogg

Re: красота

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-16 11:37 pm (UTC)(link)
Про Мишку Цыганова известно довольно много. И да, он похоронен в Нью-Йорке (насколько я понимаю, в Бронксе, хотя не на 100% уверен).
Думаю, я доберусь в некотором будущем до архивов института YIVO, и мне удастся сопоставить уже имеющиеся у меня данные с тем, что есть там. Обязательно буду писать об этом – в том числе.
Вообще история с кораблями и гаванью напоминает мне историю "Семь-сорок".

В нашу гавань заходили корабли. эх корабли)

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-16 11:57 pm (UTC)(link)
Вот это я бы Вас просто попросила сделать - разузнать про этого Мишку.

относительно кораблей - имеется ввиду великий исход после поражения белых красными - целая империя российская уплыла.
Офицеры, графини, профессора и гувернантки с собачками.И мишка с "белла чао")

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-16 08:20 am (UTC)(link)
Агапкин - это не псевдоним Богорада.
Это реальный Василий Иванович Агапкин, за спиной и под именем которого спрятался некто хитрая лисица Богорад, истинный автор марша.

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-16 11:39 pm (UTC)(link)
Интересно! То есть по сути я написал верно (включая апдейт).
Если Вам удастся найти какие-то документы (помимо википедии), пишите об этом непременно.

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-17 12:16 am (UTC)(link)
Этим занимаются сейчас в архивах историки в Крыму.
Кое что нашли уже, но пока - не много.

Например, нашли записочку, предположительно написанную рукой Богорада,где упоминается Иосиф Трумпельдор, и есть цитата из того текста "Славянки",который считается текстом Галича, а также стоит слово "нигун".
http://rebeka-r.livejournal.com/92880.html
Если это в самом деле записочка Богорада ( и если это подтвердится)- то Богорад, следовательно, - мало что написал хасидский этот нигун, а еще и вполне сознательно написал именно нигун.

Трумпельдор был чрезвычайно популярен и влиятелен среди русских военнопленных русско-японской войны, во множестве вернувшихся домой в Крым (1905).

[identity profile] tiny-rat.livejournal.com 2010-12-16 03:34 pm (UTC)(link)
Никогда раньше не знала о происхождении "Славянки", какой интересной может быть история песни, однако :). Только вот ты понял, например, почему Агапкина убрали совсем, я не поняла? Из-за того, что Агапкин был молод, а в Крыму течет Славянка? :)) Кстати, ты знаешь, на тебя уже в своих жж ссылаются, что "славянку" Богорад написал? :)) Даже настроение поднялось :))

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-16 11:35 pm (UTC)(link)
А сколько ещё таких, фольклоризированных...
Мне сложно ответить на все вопросы "почему". Но ссылаются в ЖЖ правильно. Выходит, Богорад написал, а фамилию поставил Агапкин.
Хорошего тебе вечера! :)

[identity profile] tiny-rat.livejournal.com 2010-12-16 11:43 pm (UTC)(link)
На мой взгляд, концы, спустя более, чем 100 лет, найти тяжело, доказательств у нее и не будет, а предположение - это вопрос веры.
И тебе хорошего вечера! :)

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-16 11:45 pm (UTC)(link)
Нет, ну есть же архивы, старые публикации, косвенные свидетельства. Хотя да, бывает и так, что концов не найти.
Спасибо! :)

стою на своем :)

[identity profile] tiny-rat.livejournal.com 2010-12-16 11:57 pm (UTC)(link)
Да, она, сама по ходу тоже так считает:
"только анонс ли это? скорей всего, это вся заметочка и есть. я не знаю, что еще писать - это почти все, что пока известно и что можно сказать о Богораде.
Есть еще план Симферополя,1907 года, где отмечены Лагеря Литовского полка на берегу реки Славянка, есть мундир капельмейстера в Севастопольском музее, который сходен с официальным мундиром Богорада, но не является его личным мундиром, и есть две записки, которые, возможно, имеют отношение к Богораду, однако, это еще требуется доказать.
Для написания настоящей биографии Богорада нужны серьезные и, очевидно, длительные архивные иссследования...".

Вопрос конечно интересный :) Особенно тот, зачем Богорад свое авторство тщательно скрыл, в википедии его фамилия тоже фигурирует, сделал оркестровку и издал первую партию нот "сочинения В. Агапкина", зачем? То, что в Крыму есть речка и Агапкин эту речку видел ничего не доказывает :)
Ладно, не важно, поживем увидим.

"Зачем"

[identity profile] rebeka-r.livejournal.com 2010-12-17 12:26 am (UTC)(link)
Рассказ Куприна "гусеница" описывает эту песню как песню БАЛАКЛАВСКИХ рыбаков, в 1905 году.
За семь лет до озарений Агапкина.

Зачем Агапкину потребовалось везти из Тамбова эту - следовательно, популярную в Крыму мелодию ....в Крым к Богораду, которому она была известна и до него?

Re: "Зачем"

[identity profile] klezmer.livejournal.com - 2010-12-17 14:15 (UTC) - Expand

Re: "Зачем"

[identity profile] klezmer.livejournal.com - 2010-12-17 16:04 (UTC) - Expand

Re: "Зачем"

[identity profile] klezmer.livejournal.com - 2010-12-18 01:05 (UTC) - Expand

[identity profile] bahaltener.livejournal.com 2010-12-17 03:08 am (UTC)(link)
Так значит не случайно хасидим поют этот марш? (не подозревая о славянке даже ;)

[identity profile] klezmer.livejournal.com 2010-12-17 04:02 am (UTC)(link)
Да. И не только этот марш.
Вообще тут ещё две внемузыкальные идеи фигурируют: религиозная (кедушат а-нигун в обе стороны, так сказать) и социальная (откуда хасидим знать, что играют на военных парадах, если они туда не ходят... а песня имеет совсем иную социальную нагрузку). Эффект диаспорической культуры, кстати.